|
Каталог статей
«Системный подход к формированию компетентности в области безопасности жизнедеятельности»
Кармилицын А.Е. – преподаватель БЖ - ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» Компетентность в области безопасности жизнедеятельности включает следующие компетенции: 1) когнитивные (целостное представление о безопасности жизнедеятельности; осознание приоритетности обеспечения безопасности во всех сферах деятельности; понимание необходимости обеспечения безопасных условий труда, соблюдения экологических норм); 2) эксплицитные (ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; бережное отношение к окружающей среде); 3) конативные (умения и навыки обеспечения безопасной жизнедеятельности, выявления и предотвращения опасности, способность идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности, готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз, способность сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях, адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей); 4) конгруэнтные (способность успешно переносить моральные, физические нагрузки, сохраняя психологическую устойчивость в условиях чрезвычайной ситуации и опасностей). Алгоритм мониторинга по развитию у студентов компетентности в области безопасности жизнедеятельности включает: - постановку целей; выделение объектов; отбор качественных показателей и определение их сущностной характеристики; исследование объекта; моделирование реального состояния объекта; сравнение нормативной и реальной модели объекта; определение тенденций развития объекта; определение условий оптимального развития объекта; разработку программы корректирующей деятельности. Методы коррекционной работы по развитию у студентов компетентности в области безопасности жизнедеятельности могут быть следующие: 1) методы просвещения - убеждения: изучение теоретических знаний о факторах, сущности и структуре безопасности жизнедеятельности; психологических знаний, обеспечивающих понимание проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению; всемерная пропаганда безопасной жизнедеятельности; встречи с сотрудниками службы спасения представителями и другими специалистами по обеспечению безопасности личности, общества и государства; посещение экспозиций и передвижных тематических выставок; выпуск альманахов, коллажей и т.п.; 2) методы организации деятельности студентов - по выявлению и предотвращению опасности, обеспечению личной и общественной безопасности: участие в мониторинге общественного мнения, референдумах, гражданских акциях; деловые игры; подготовка и реализация социокультурных проектов; учения по гражданской обороне и так далее; 3) методы стимулирования-поощрения, которые направлены на закрепление и стимуляцию у студентов положительного опыта обеспечения личной и общественной безопасности: искреннее признание их заслуг; выражение одобрения по поводу гражданских поступков; награждение грамотами; выдвижение в органы студенческого самоуправления и т.п.; 4) методы самовоспитания, которые направлены на создание условий, способствующих рефлексии, то есть самоанализу, стремлению к постоянному и конструктивному самооцениванию, желанию и умению анализировать свою гражданскую и профессиональную деятельность и т.п. На практике технология формирования личной безопасности студентов может быть реализована на основе следующих принципов: - принцип формирования действенной компетентности студента; проблемно-тематической и целевой интеграции дисциплин естественнонаучного и социогуманитарного циклов через разнообразные формы деятельности; внутрипредметной интеграции, обеспечивающий системную целостность дисциплинарных знаний, умений, навыков; диалектического единства форм, методов обучения; субъектной интеграции; учета индивидуально-возрастных особенностей студентов; содействия самореализации и самоутверждению субъектов образовательного процесса; социально-психологической поддержки субъектов педагогического процесса. Для оптимизации применения технологии формирования личной безопасности студентов необходима совокупность организационно-управленческих (материально-техническое оснащение образовательного процесса, обеспечение учебно-воспитательного процесса социально-педагогической инфраструктурой, введение матричных структур управления, обеспечение субъектам педагогического процесса социально-экономических и правовых гарантий реализации конституционных прав и свобод, организация жизнедеятельности профессиональной школы на основе принципов безопасности образования и т.п.), технологических (контрольно-оценочные параметры учебно-исследовательской деятельности студентов и научно-педагогической деятельности преподавателей; формы участия студентов в акциях Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и Всероссийской общественной добровольной молодежной организации «Всероссийский студенческий корпус спасателей» и пр.), психолого-педагогических (мониторинг по развитию у студентов культуры безопасности и качеству профессиональной подготовки, система стимулирования и мотивации учения и формирования знаний, умений и навыков по обеспечению личной, общественной и национальной безопасности, телефон доверия, служба социальной защиты студентов и преподавателей, участие студентов в акциях Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и Всероссийской общественной добровольной молодежной организации «Всероссийский студенческий корпус спасателей» и прочее), учебно-методических (отбор содержания учебного материала, межпредметная и внутрипредметная интеграция, интеграция форм и методов обучения и воспитания, применение интерактивных методов обучения и так далее) условий.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Alekseyy (12.05.16)
|
Просмотров: 1071
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|