|
Каталог статей
План урока по русскому языку
Тема урока: Сложноподчинённые предложения.
Цели: - углубить знания о сложноподчинённом предложении, повторить и закрепить в сознании учащихся главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение; - дать понятие о классификации сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, последовательном, однородном, параллельном подчинении.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица «Виды придаточных предложений», мультимедийный проектор, компьютерная программа «1С: Репетитор. Русский язык».
Эпиграф урока: Труд – основа нашей жизни.
Ход урока 1. Оргмомент. 2. Проверка усвоения изученного материала. а) Блиц – опрос. б) Ученик работает с компьютерной программой «1С: Репетитор. Русский язык» (раздел Пунктуация. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. 3. Объяснение нового материала. 1. Выборочный диктант с использованием графических схем (слайд 2) а) Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудиться. б) Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее – от человека. в) Труд человека кормит – лень портит. - Какое из предложений сложноподчинённое? - Каковы отличительные признаки сложноподчинённых предложений? - В чём различие главного и придаточного предложений? - По каким признакам мы определяем придаточное предложение? 2. Наблюдения над интонацией и пунктуационный разбор (слайд 3) а) Где труд, там и счастье. - Где нужно сделать паузу? - Какое слово выделяется логическим ударением? - Где наблюдается повышение и понижение голоса? - Найдите главное и придаточные предложения. - Начертите схему предложения. б) Каждый молодой боец, которого прославила страна за его ударный труд, никогда не должен терять почву под ногами. (слайд 4) - Сделай пунктуационный разбор предложения. - Каково место придаточного предложения по отношению главному?
3. Конструирование предложений (слайд 5) - Из двух простых составьте сложносочинённое и сложноподчинённое предложения: а) Человек нашёл своё призвание. б) Труд становится для него радостью. Проверим (слайд 6) - Что общего между сложносочинённым и сложноподчинённым и чем они отличаются? - Чем отличаются союзы от союзных слов?
4. Лингвистический эксперимент (слайд 7) - Докажите, что союзные слова являются членами предложения. (Для этого используйте способ расчленения сложной конструкции). Только творя, мы можем почувствовать всё счастье, которое даёт нам свободный труд. - Какими словами заменили КОТОРОЕ? (это счастье) - Каким членом предложения является слово СЧАСТЬЕ? (дополнением) Следовательно: слово которое – союзное слово, оно является дополнением. - Чем связывается придаточное с главным? (союзным словом)
5. Агния Львовна Барто (1906-1982) (слайд 8)
6. Классификация сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными: последовательном, однородном, параллельном подчинении. (слайд 9) а) Когда мы читаем стихи Агнии, мы с восхищением отмечаем, что поэтессе присуще острое чувство смешного. (слайд 10) - Назовите главное и придаточные предложения. - К чему относится первое придаточное и на какой вопрос отвечает? - К чему относится второе придаточное предложение и на какой вопрос оно отвечает? - Как называется вид такого подчинения. (параллельное, на доске чертим схему) б) Агнии Барто противна корысть, которая развивается у ребят, когда они высчитывают «очки» за добрые поступки. (слайд 11) - Назовите главное и придаточные предложения. - К чему относится первое придаточное, второе? - Как называется вид такого подчинения? (последовательное) в) Вы родились в стране, где каждый может получить образование, где уважают творческий труд. (слайд 12) - К какому предложению относится первое придаточное, второе? - На какой вопрос они отвечают? - Какое значение имеют? - Какое слово в главном они поясняют? - Какое подчинение? (однородное)
4. Закрепление. - определите вид придаточного (слайд 13) Вы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире – это человек. (М.Горький) – пр. изъяснительное. Добро, которое мы делаем другим в добро, послужит нам самим. (И.Крылов) – пр. определительное.
5. Итог урока. 6. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Труд – основа нашей жизни», «Моя будущая профессия» используя виды сложных предложений.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Любовь (12.02.09)
| Автор: Любовь Коновалова E
|
Просмотров: 770
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
| | |