|
Каталог статей
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА
Воспитательная среда-эта та действительность, которая окружает подростка, из которой он черпает знания об отношениях. Цель воспитания - формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, разностороннее образование, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения. Воспитательная среда- это, прежде всего, гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива: дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, забота и внимание к младшим, подчеркнутое отношение к старшим, бережное отношение к вещам, к обстановке. Воспитательная система техникума охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, внеурочную жизнь подростков( не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами техникума, влияние социальной, природной, предметно эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Воспитательная работа в техникуме включает в себя 3 взаимозависимых и взаимосвязанных блока: 1. Воспитание в процессе обучения 2. Внеурочная деятельность 3. Деятельность вне техникума Воспитание в процессе обучения.
В. А. Сухомлинский писал: «Обучение - важнейшее средство умственного воспитания. Успех умственного воспитания определяется такими факторами, как: богатство всей духовной жизни учебного заведения, духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция. Культура, содержание учебных программ, характер методов обучения, организация умственного труда учащихся на уроке и дома». На уроке воспитываются ценностные отношения к человеку, труду, науке (знаниям), прекрасному, обществу. На уроках физической культуры одной из целей является: Спортивное оздоровительное воспитание, формирование у студентов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Цель спортивно-оздоровительного воспитания Формирование у студентов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. Задачи 1. Знакомить студентов с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью. 2. Создавать условия для формирования у студентов культуры сохранения собственного здоровья. 3. Формировать у студентов отношение к здоровью как бесценному дару природы. 4. Создавать возможность студентов демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья. 5. Способствовать пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и занятием спорта. Основные принципы 1. Сознательности и активности. 2. Наглядности. 3. Доступности и индивидуализации. 4. Динамичности. Ожидаемые результаты: самореализация в спорте посредством участия в конкурсах, смотрах, викторинах, соревнованиях районного и республиканского значения, должна появиться потребность в здоровом образе жизни. спортивно-оздоровительная деятельность на уроках физической культуры. Он включает в себя урочные формы физической подготовки студентов.
Главной формой физического воспитания студентов является урок. Интересный по содержанию, глубоко продуманный, проведенный эмоционально, с подъемом, урок оставляет глубокий след в сознании студентов, оказывает большое влияние на их физическое, эмоциональное развитие. В процессе урока физической культуры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в развитии умений и навыков применять эти упражнения в жизни. Воспитательные задачи урока состоят в воспитании у студентов внимания, дисциплинированности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, чувства дружбы и товарищества, силы воли, целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей. Важная воспитательная задача урока физкультуры — привить студентам интерес и любовь к систематическим занятиям физической культурой. Деятельность вне техникума- одной из форм организации досуга студентов являются спортивные кружки и секции. В техникуме действуют: 1. Волейбол 2. Баскетбол 3. ОФП Так же наши студенты занимаются другими видами спорта в ДЮСШ, где они совершенствуют свои физические качества выбранные данной профессией. Внеурочная деятельность. Принципы, на которых строится учебно-воспитательный процесс в техникуме, находят своё продолжение во внеурочной работе. Внеурочная деятельность в техникуме осуществляется по ряду важнейших направлений: -«В мире прекрасного» (эстетическое воспитание, организация досуга). -«Право мораль» (духовно нравственное, правовое воспитание и профилактическая работа с трудными подростками и студентами, составляющими «группу риска»). -«Моя большая и малая родина» (патриотическое и интернациональное воспитание). -«Наша учеба и будущая профессия» (профессионально трудовое воспитание).
-«Семья и коллектив» (воспитание культуры общения, работа с родителями). -«Здоровье и экология» (формирование здорового образа жизни, экологическое воспитание). Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, у большинства россиян, особенно молодого поколения страны, не сложились ценности, обусловливающие такой образ жизни. В документах об образовании особое внимание уделяется проблемам здоровья и ЗОЖ учащейся молодежи. .). Современные исследователи отмечают, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность в учебных заведениях старыми организационными формами, как правило Корректировать существующий образ жизни, формировать ЗОЖ студента возможно посредством специального педагогического обеспечения. Под педагогическим обеспечением подразумевается "совокупность факторов и условий их развертывания посредством специальных педагогических форм, методов, процедур и приемов».
Педагогические условия. Анализ научной литературы показал, что формирование ЗОЖ чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о ЗОЖ, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье сберегающей деятельности Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования студента на ЗОЖ в нашем вузе осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина "физическая культура" может способствовать информационному ориентированию студента на ЗОЖ за счет: сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного (для решения частных задач) и активного использования ее вариативного компонента в теоретическом разделе программы; усиления образовательной направленности физической культуры с целью информирования студента о ЗОЖ; использования разнообразных форм и методов, способствующих приобщению студента к ЗОЖ; совершенствования организационно-педагогической деятельности преподавателя. Оптимальное сочетание содержания базового и вариативного компонентов Программы дисциплины "физическая культура" мы связываем с реализацией педагогического условия по информированию студента о ЗОЖ. Осмысление, осознание и обретение личностных смыслов в любой сфере жизнедеятельности, по мнению педагогов и психологов, существенно изменяется благодаря целенаправленной работе с информацией. Это и составляет содержательное наполнение данного условия, которое в практической педагогической деятельности соотносится с этапом ознакомления. Информирование студентов о ЗОЖ осуществляется посредством методов кооперативного (совместного) обучения, направленных на переход от пассивной формы восприятия информации к активной и обеспечивающих субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и студента: лекций, лекций-бесед, диспутов, встреч, валеологических конференций и олимпиад. Использование этих методов позволяет задействовать такие базовые характеристики личности студента, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке студентами смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни.
В соответствии с этим был осуществлен выбор таких педагогических методов, приемов и средств, которые способствовали бы формированию у студентов внутренней картины ЗОЖ. Основными компонентами такой картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений о ЗОЖ) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоционально-ценностному принятию и моделированию ЗОЖ как деятельностного ориентира. Методическое обеспечение реализации второго педагогического условия осуществляется нами посредством использования дискуссионных методов организации учебно-познавательной деятельности студента (диалоги, полилоги, дискуссии), способствующих активизации эмоциональной сферы личности, а также моделирования интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных и совместных форм работы, обеспечивающих деятельностный аспект. Разрабатывая содержание данного педагогического условия, мы ориентировались на активизацию ресурсов образовательного пространства вуза. Были выделены следующие ресурсы по поддержанию ЗОЖ студента в вузе: 1. Административный ресурс 2. Ресурсы учебно-воспитательного процесса 3. Медицинское обеспечение Выбор форм и методов организации деятельности студентов на этапе обогащения соответствующими знаниями включает консультации педагога, участие студентов в физкультурно -оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых формах работы, что способствует их приобщению к здоровье сберегающей деятельности, обогащению креативно - деятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного ЗОЖ.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: VTanaev (12.05.14)
|
Просмотров: 2131 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|