Пятница, 24.04.19, 08:08
Приветствую Вас Гость | RSS

...

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Участие работодателей в практической подготовке студентов
11.01.29, 10:42
Петякина Ольга Викторовна Зам. директора по ПО ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» Участие работодателей в практической подготовке студентов.
В современных условиях возникают и развиваются новые тенденции в содержании и структуре рабочих мест. Работодатель, желающий отвечать новым тенденциям рынка, стремится обеспечить большую гибкость наемного труда через ротацию рабочих мест, разнообразие рабочих операций, повышения адаптивности, разнообразия трудовых навыков, непрерывное обучение, внедрение гибких графиков рабочего времени и т.п. Указанные обстоятельства актуализируют изучение взаимных ожиданий работодателей и специалистов - выпускников, чтобы приблизиться к решению целого ряда проблем. Современный работник должен обладать так называемым проектным типом мышления, в основе которого лежит не стремление к стабильной и постепенной карьере в рамках одной организационной структуры, а интерес к конкретному проекту и признанию среди коллег-профессионалов. Работодатели отмечают позитивное влияние реализации различных программ подготовки персонала на: снижение текучести наиболее способных специалистов, динамизм развития предприятий, особенно в таких сферах, как новые технологии производства и менеджмента, расширение сети контактов предприятий, в том числе с зарубежными партнерами, улучшение положения предприятий на рынке путем лучших и более разветвленных контактов с потенциальными инвесторами. Сопоставление ожиданий работодателей и работников обнаруживает три главные проблемы. Первая из них - деформация конкурентной среды - характеризует всю сферу экономических отношений, включение в них гипертрофированной неформальной составляющей. Вторая - непропорционально низкая оплата труда в ряде сфер экономики (прежде всего, в бюджетной) характеризует состояние рынка труда. Третья проблема, касающаяся сферы образования, состоит в его сильной дифференциа­ции по качеству предоставляемых услуг. Рынок труда молодежи можно рассматривать как самостоятельный, целостный сегмент общего рынка труда, выделяемого на основе функционирования в обществе молодежи как особой социально-демографической группы, обладающей присущими ей потребностями и интересами и занимающей специфическое место в воспроизводстве трудовых отношений. Растущий спрос на высококвалифицированный труд, более высокая цена такого труда, развитие технологического прогресса диктуют необходимость вкладывать средства в образование детей для того, чтобы они могли включиться в общественное производство с наибольшей эффективностью. Отсутствие различий с точки зрения рациональности в затратах на образование юношей и девушек свидетельствует об отрицании априорной некачественности женской рабочей силы и необходимости выполнять одну роль на протяжении жизненного цикла (роль хозяйки дома). Немаловажная сторона этого противоречия состоит в том, что квалифицированный, интеллектуальный труд сегодня - самый низкооплачиваемый. Это сказывается на структуре ценностей и жизненных планах молодежи и не может не снижать адекватного самоопределения студентов. На современном этапе характер их профессионального самоопределения можно определить как двойственный. К сожалению, российское среднее и особенно начальное профессиональное образование в последние годы сталкивается с большим количеством проблем. Опросы родителей и подростков, а также руководителей предприятий ряда секторов российской промышленности показали, что система НПО и СПО не обеспечивает достаточного уровня профессиональной подготовки. Низкокачественное предложение услуг в сфере НПО и СПО и негибкость этих образовательных учреждений переориентируют потенциальных потребителей на другие уровни образования. Родители и их дети в большей степени нацелены на получение высшего образования, так как за последние годы в России стало более доступно высшее образование в результате экстенсивного расширения этой системы. Хотя диплом вуза не всегда гарантирует соответствующее качество выпускной квалификации. Состояние образовательной системы непосредственным образом влияет на социализацию молодежи. Начальным и средним профессиональным образованием, в основном, охвачены дети сложного подросткового возраста. Данная группа населения самая взрывоопасная. Ее притязания велики, а возможности реализации весьма ограничены. Система среднего профессионального образования призвана готовить рабочие кадры по специальностям широкого профиля, пользующимся спросом на рынке труда. В современных условиях на данном рынке постоянно происходят структурные сдвиги в связи с внедрением в производственный процесс новых передовых технологий и интенсивным развитием сферы услуг. Поэтому сокращение рабочих мест для одних профессий и увеличение потребности в работниках других специальностей становится объективным процессом, обусловливающим необходимость постоянной ротации кадров. Наличие структурной безработицы делает обязательным принятие государственных мер по систематической переподготовке рабочей силы и развитию в стране системы непрерывного образования. Большую роль в данном процессе могут сыграть учреждения СПО. Потребность работодателей в дополнительном образовании работников (их переподготовке и повышении квалификации) достаточно высока. В ближайшей перспективе структура спроса на переподготовку может несколько измениться: руководители предприятий на первое место ставят потребность в переподготовке и повышении квалификации именно рабочих кадров. Руководители предприятий весьма озабочены проблемой профессиональной подготовки и повышения квалификации своих работников и в большинстве случаев они ее решают самостоятельно, в рамках своего производства, а не пользуются услугами системы профессионального образования. Работодатель является фактически «заказчиком» рабочей силы, и в сложившихся условиях учебные заведения вынуждены подстраиваться под эти требования. Чамзинский район является промышленным районом, в котором успешно работают на протяжении многих лет такие промышленные предприятия, как ОАО «Мордовцемент», ОАО «Лато», предприятия перерабатывающей отрасти ОАО «Мечта», ОАО «КомбиС», предприятия ОАО «Автозапчасть», ОАО «Лисма». ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» - является главным поставщиком кадров для предприятий района и Республики. Руководители и инженерно – технический персонал этих предприятий являются выпускниками техникума. Хорошо развитые социально – партнерские отношения между учебным заведением и предприятиями дают свои результаты. 1. У ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» заключены Договора на проведение учебных и производственных практик на предприятиях. 2. Начиная с первого курса, студенты всех специальностей изучают предмет «Введение в специальность», на котором знакомятся с базовыми предприятиями. 3. До начала производственного обучения студенты имеют возможность не только изучить специфику выбранной профессии, но и посетить предприятия с экскурсиями. 4. Представители предприятий с удовольствием принимают участие в различных профориентационных встречах и конференциях проводимых в техникуме. 5. Со студентами, находящимися на производственной практике, одновременно работают руководители практики и от предприятия, и от техникума. На руководителя практики от предприятия возлагаются обязанности, согласно должностных инструкций; руководитель практики от предприятия является непосредственным наставником на рабочем месте. Руководители практики назначаются непосредственно руководителем предприятия из числа высококвалифицированных работников и ИТР. 6. Все рабочие программы учебных и производственных практик, производственного обучения имеют внешнюю рецензию ведущих специалистов предприятия. Программы практики согласовываются с предприятием, происходит подбор средств и методов практического обучения, наиболее приемлемые и эффективные на территории данного предприятия. 7. Руководители практики принимают непосредственное участие в распределении практикантов по «рабочим» местам, учитывая желание и личностные особенности каждого студента. 8. Руководители практики очень ответственно подходят к ознакомлению с технологическими процессами, работами технологических линий предприятия, инновационными формами и методами работы на предприятии. 9. Характеристика с предприятия, которую получает каждый студент-практикант по окончании практики, является отличной «поддержкой» при поступлении выпускника на работу. 10. Ведущие специалисты предприятий активно участвуют в подготовке студентов к ИГА, а также являются членами квалификационных комиссий на ИГА. Формирующиеся общество знаний и глобальное экономическое пространство предъявляют новые требования к системе образования. В новых условиях образование становится ключевым элементом преуспевания и условием успеха отдельных стран в конкурентной борьбе на мировых рынках. Образование, как важный фактор конкурентоспособности национальной экономики требует от системы начального и среднего профессионального образования большей гибкости, открытости к переменам, способности адекватно реагировать на них. Литература. 1. Кузьминов Я. И. Образование и реформа. – Отечественные записки, 2002, №2(3). 2. Кузьминов Я. И. Образование в России. Что мы можем сделать? – Вопросы образования, 2004, №1. 3. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005. 4. Оберемко О. А., Петренко К. В. Образование детей и взрослых: семейные проекты траекторий. Информационный бюллетень. – М.: ГУ-ВШЭ, Фонд «Общественное мнение», 2005. 5. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социол. исслед. 2001. № 7. С. 132-135; Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: Изд-во МГУ, 2000; Социально-экономические проблемы тольяттинской молодежи // Информационно-аналитическое издание МУ "Центр социальных технологий". 2000. № 9. С. 29-45; 6. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социол. исслед. 1998. №3. С 31-40; 95.
Категория: Мои файлы | Добавил: каштан
Просмотров: 1398 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz