« Путешествие в страну любознательных физиков» Цель: развитие познавательного интереса обучающихся, способствовать воспитанию чувства уважения к другому человеку, к его мнению и выбору. развитие внимания, воображения, применять свои знания в нестандартных ситуациях. Оборудование: компьютер, экран, столы, стулья, оборудование для проведения опытов.; презентация. Ход мероприятия. I Трудно было человеку миллионы лет назад. Он совсем не знал природы Слепо верил в чудеса, Он всего. всего боялся И не знал,. как это. объяснить Бурю . гром , землятресение , Трудно было ему жить. 2 И решил он. что бояться. Лучше просто все узнать. Самому во все вмещаться . Людям правду рассказать Создал он земли науку . Кратко «физикой» назвал Под названьем тем коротким Он природу распознал. 1. Физика-какая емкость слова! Физика для нас не просто звук Физика опора и основа Всех без исключения наук! 2. Физика основа техники, и ее знание необходимо каждому современному человеку. Изучение физики дисциплинирует ум . развивает логическое мышление. Физики - очень любознательные люди. Ведущий Сегодня. мы отправимся с вами путешествовать по «городам физики» Наша цель - попасть в столицу - « город эксперимента» На пути нам встретятся другие города . так что продолжить путешествие мы сможем .если только преодолеем все препятствия в городах. Девиз нашего путешествия: « Только ориентир делает движение уверенным и определенным» М.И. Блудов. 1. Нужно найти правильную дорогу. Получите карту « Найди правильную дорогу». 1 –й конверт: ( физические величины) Что лишнее? Объем, масса, плотность, сила, скорость, газ, длина, давление, мощность. (ответ: газ) 2 –й конверт: ( физические приборы) Что лишнее? Весы, линейка, динамометр, термометр, часы, жидкость, мензурка спидометр, барометр. ( ответ: жидкость) 3-й конверт ( физические явления) Что лишнее? Молния, инерция, радуга, падение тел, движение, молекула, трение, нагревание, диффузия. (ответ: молекула) 2. Отгадываем ключ, чтобы открыть ворота к городам физики. ( знания) 1)Назовите состояние вещества, при котором молекулы движутся беспорядочно, с большими скоростями. (газ) ( Из ответа взять 3-ю букву ) 2) Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого ( трение) ( взять 4-ю букву из ответа) 3.)Назовите вещество , которое все видели в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. ( вода) ( взять 4-ю букву) 4)Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел ( инерция) (взять 2-ю букву) 5)Физическая величина , характеризующая действие одного тела на другое. ( сила) ( взять 2-ю букву) 6) Физическая величина измеряемая в джоулях ( энергия ) ( взять последнюю букву) №1. И так мы начинаем наше путешествие город « Литературоград» ( в этом городе проверяются умения путешествующихся переносить знания в новую обстановку, узнавать и объяснять окружающие их физические явления) 1). Хоть и не снег, но таю, не птица, а летаю ( дым) 2) Дерево даешь – съедает, от воды же умирает ( огонь) 3)Как солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет. ( молния) 4).Из романа « Евгения Онегина» Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар. Китайский чайник нагревая, под ним клубился легкий пар. Вопрос: О каких тепловых явлениях идет речь в этом четверостишии? ( нагревание и испарение) 5).Из романа « Евгений Онегин» Но чай несут: девицы чинно Едва за бдюдечки взялись… Вопрос: Почему намеревались пить чай из блюдечек, а не из чашек? ( Охлаждение чая в блюдечке происходит быстрее, чем в чашке, т.к. площадь соприкосновения чая с относительно холодным воздухом больше,) 6).Из романа « Евгений Онегин». Татьяна перед окном стояла, На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала Заветный вензель О да Е Вопрос: Какое физическое явление при этом происходило ( Конденсация водяного пара) Вопрос болельщикам: Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетело. ( радиоволны) №2. Ну что ж наше путешествие продолжается . город « Теоретиков» 1)По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти по снегу, почти не проваливаясь в него. Почему? ( стоя на лыжах, человек действует на каждый квадратный сантиметр площади поверхности снега с силой, в несколько раз меньшей , чем стоя на снегу без лыж.) 2 )Почему растительное масло, налитое в воду всегда всплывает наверх? ( плотность масла меньше плотности воды) 3.) Почему лед медленнее тает, если его завернуть в мокрую газету? ( мокрая газета мешает пройти теплу извне ) 4). Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой? ( чтобы вода могла растечься ровным слоем ,не замерзнув) 5) Почему за тюлевой занавеской не видно днем снаружи то, что находится в комнате, а вечером то, что происходит на улице? ( отражение света от тюля сильнее, чем отражение от предметов за ним, - тюль отражение от них ослабляет. Глаз адаптируется к более яркому отражению) 6) Сегодня в 12 ночи идет дождь. Можно ли утверждать , что через 3 суток будет ясная солнечная погода? ( нет, будет 12 часов ночи) Вопрос болельщикам: Могут ли подводные корабли освещать прожекторами предметы на больших расстояниях? ( нет, свет сильно поглощается водой) №3.ГОРОД СМЕКАЛИСТЫХ Далеко-далеко в одной стране Находчивости и Смекалки был город Солнца. Он находился в одном из живописнейших мест нашей Галактики. Город был залит солнечным светом, и в каждом окне отражались солнечные лучи, даря жителям этой страны радость и хорошее настроение. Солнце было для нас самым дорогим и любимым. Но своим хорошим настроением мы разозлили богиню Тьмы. И она решила послать на город проклятье, лишив жителей солнечного света, погрузив всю страну в непроглядную тьму, превратив дома в деревья с густыми кронами. И сказала: «Если кто-нибудь из смелых путешественников отгадает все мои загадки, поговорки, пословицы покажет свою смекалку и ум, вот тогда все вернется на круги своя». И теперь, о великие путники, мы просим вас помочь вернуть нам Солнце, отгадав все ее загадки, поговорки, пословицы. 1).Мал золотник да дорог; своя ноша не тянет; тяжело понесешь – домой не донесешь ( масса) 2). Я под мышкой посижу и что делать укажу: или разрешу гулять или уложу в кровать. ( термометр) 3). Стоят – молчат, пойдут – запоют ( часы) .4) С какой физической величиной можно связать эти пословицы: не все на свой аршин меряй; семь раз отмерь – один раз отрешь; без меря и лаптя не сплетешь? ( длина) 5).Пеший конному не товарищ; поспешишь – людей насмешишь; тише едишь – дальше будешь. О какой физической величине идет речь? ( скорость) 6). Плохи дела , где сила без ума; без уменья и сила не при чем; через силу и конь не тянет? ( сила) Вопрос болельщикам: Две сестрицы качались, Правды добивались. А когда добились –остановились. ( весы) №4. ГОРОД НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН Мы приветствуем вас, о великие путешественники, в стенах нашего самого необычного, загадочного и необъяснимого города Неразгаданных Тайн. Такого города нет ни на одной карте, к нам попадают только те, кто любит необычные ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды. Даже если вы никогда не были увлечены их разгадыванием, у вас есть шанс восполнить этот пробел. Сегодня мы предлагаем попробовать свои силы в разгадке математических и физических кроссвордов. Желаем вам разгадать все тайны нашего города. 1) опыт 2) масса 3) сила 4) луна 5) синус 6) тангенс Ребус для болельщиков: дисковод. № 5. Город « Знаменитые физики » 1) Ученый , первый осуществивший радиосвязь. (Попов) 2) Кто из ученых открыл один из своих знаменитых законов физики, когда на голову ему упало яблоко? ( Ньютон) 3) Кому принадлежат эти слова: « Химия – правая рука физики, а математика ее глаза» ( Ломоносов М. В.) 4) Что касается математики, то она интересует меня лишь потому, что я могу применить ее в физики» ( Эйнштейн) 5) Физик , астроном. Он открыл законы падения тел и качания маятника. Первым указал на существование явления инерции. Разработал телескопы для астрономических исследований. (Галилей) 6) Ученый – механик, математик. Установил правило рычага. Разработал различные механизмы. Открыл наличие выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость или газ тело. ( Архимед). №6. ГОРОД Эксперимента Наш город – это большая обсерватория, в которой решаются задачи планетарного характера. Постоянно регистрируются науч¬ные открытия, выдвигаются новые научные теории. Главной достопримечательностью города является наш научно-исследовательский институт чудес. Сегодня сотрудники решают там задачи, связанные с сопротивлением материи при телепортации, с проблемой использования машины времени для исследования Вселенной. Основная часть населения города занимается проблемой создания искусственного интеллекта, намного превышающего возможности человеческого мозга, с целью создания биороботов. Нам требуются умы, умеющие объяснять наблюдаемые явления, происходящие вокруг. И может быть, за простым объяснением кроется важное открытие. Попробуйте объяснить с научной точки зрения данные эксперименты. Командам показывают различные опыты, которые они должны объяснить. 1). Опыт по электростатики: Ответ: Вследствие электростатической индукции палец, поднесенный к заряженной гребенке, заряжается разноименным с ней зарядом. Поэтому гребенка притягивается к пальцу. Наведенный же в пальце одноименный заряд уходит в землю. 2) Опустить в бутылку монету не дотрагиваясь до нее. ( перемещение происходит по инерции …) 3) Опустите яйцо в бутылку. ( пламя нагревает воздух в бутылке и часть его выходит наружу. Когда бутылку закрывают яйцом , воздух в ней охлаждается, давление его падает и внешнее атмосферное давление загоняет яйцо в бутылку.). 4) Вращательное движение. ( накрыть шарик банкой, круговыми движениями заставить его кататься по стенкам банки и затем быстро повернуть банку дном вниз.) Опыт для болельщиков 1) Сухим из воды А завершить наше путешествие я хотела бы словами Конфуция: «Три пути ведут к знанию: -путь размышления – это путь самый благородный, -путь подражания – это путь самый легкий, - и путь опыта – это путь самый горький» Не важно, каким путем человек получает истинные знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали. Всем спасибо.!!!
|