Среда, 24.04.17, 01:45
Приветствую Вас Гость | RSS

...

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Типология и методика проведения выездных экскурсий
11.01.29, 10:50
Министерство образования Республики Мордовия ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» Производственные экскурсии. (типология и методика проведения) СОГЛАСОВАНО РАЗРАБОТАЛ Зам. директора по УР зав. практикой Л.Ю. Шувалова О.В. Петякина 20.06.2009 10.06.2009 2009 Методика проведения экскурсий Проведение экскурсий требует большой и серьезной подготовки к ней, которая часто оказывается сложнее, чем подготовка к уроку или семинару. К ее организации и проведению предъявляются определенные организационные, дидактические, воспитательные требования, а именно: наличие системы экскурсионной работы с централизованным планированием и руководством; подготовка преподавателей к экскурсионной работе; четкое определение образовательных и воспитательных задач экскурсии; выбор оптимального содержания в соответствии с задачами экскурсии, с учетом уровня подготовки учащихся, их индивидуальных и возрастных особенностей; правильный выбор экскурсионных объектов; соблюдение логики познавательного процесса; систематическое создание проблемных ситуаций; оптимальный выбор адекватных методов и приемов обучения и обеспечение их целенаправленного применения; рациональное сочетание слова и наглядности мотивация учебной деятельности студента, формирование и развитие у обучающихся познавательных интересов, стремления к самостоятельному поиску; оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм учебной работы; формирование у учащихся на основе изучаемого материала диалектико-материалистического мировоззрения, моральных качеств, эстетических вкусов, любви к природе; формирование у учащихся общеобразовательных и специальных умений и навыков в процессе применения знаний на практике; организационная четкость проведения экскурсии, соблюдение правил техники безопасности и правил поведения на экскурсионных объектах. Экскурсия зависит от тщательности подготовки. Учитель внимательно изучает экскурсионный объект, выясняет его образовательные и воспитательные возможности, определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии, готовит проблемные вопросы и задания для учащихся, устанавливает основные и дополнительные источники информации, выбирает оптимальное сочетание методов и приемов обучения, составляет план экскурсии, знакомится на месте с экскурсионным объектом, намечает маршрут передвижения, готовит дополнительные наглядные пособия (схемы, таблицы, фотографии) и необходимое оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, фотоаппарат), проводит организационную беседу с учащимися, во время которой сообщает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко характеризует экскурсионный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и что записывать и фотографировать, как передвигаться по маршруту. Учитель распределяет обязанности среди всех учащихся; если нужно по плану, делит их на звенья, назначает звеньевых и определяет задания для каждого звена; назначает ответственных за наглядные пособия и оборудование, старших на маршруте; инструктирует учащихся о порядке обработки информации и материалов, составления письменных отчетов, подведения итогов. Экскурсия начинается с того момента, когда учащиеся во главе с преподавателем покидают техникум. Нужно рационально использовать время передвижения к экскурсионному объекту. Следует напомнить учащимся о цели экскурсии, о заданиях, которые они будут выполнять, предложить несколько вопросов репродуктивного и проблемного характера, эмоционально настроить учащихся на работу. На месте проведения экскурсия начинается со вступительной беседы. На производственной экскурсии разговор идет об особенностях данного производства, выпускаемой им продукции, народнохозяйственном значении предприятия, об основных профессиях, успехах коллектива и передовиках. Вступительная беседа на природоведческой экскурсии проводится на возвышенности, поляне или опушке леса. Учитель обращает внимание на общий вид ландшафта, на особенности наблюдаемых природных явлений или объектов, на их взаимосвязь. После вступительной беседы учащиеся приступают к выполнению заданий или осмотру экскурсионных объектов. Преподаватель дает установку на запоминание характеристик экскурсионных объектов, на выполнение учащимися заданий по зарисовке, записи, внимательному осмотру, подробному анализу, выделению существенных сторон, отличительных особенностей объектов, на сопоставление, сравнение, обобщение явлений. Процесс обучения на экскурсии в основном строится на восприятии экскурсионных объектов, их объяснении и практическом изучении. Поэтому принцип наглядности играет ведущую роль на экскурсии. В конце экскурсии преподаватель проверяет работу учащихся: все ли выполнено по плану, сделаны ли записи, зарисовки, измерения. Затем проводится заключительная беседа, на которой учитель отвечает на вопросы учащихся, выясняет их впечатления от экскурсии. Большое значение для высокой результативности экскурсии имеют закрепление знаний, их обобщение и систематизация. Во время беседы на уроке, после экскурсии, учащиеся воспроизводят ход экскурсии, объясняют факты, с которыми познакомились, выделяют главное, существенное; получают задания написать рефераты, оформить отчеты или альбомы, подготовить стенгазету или стенд. Практикуется написание сочинений на темы: «Я - рабочий», «Лучшее предприятие», «Кем стали наши выпускники». На уроках необходимо как можно чаще использовать собранные на экскурсии материалы с целью мотивации учения, актуализации знаний и чувственного опыта учащихся, создания положительного эмоционального фона урока. Типология и структура учебных экскурсий Деление учебных экскурсий на типы имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Нельзя правильно организовать учебно-воспитательный процесс на экскурсии, не выделив для решения поставленных задач наиболее подходящий ее тип. В педагогике учебные экскурсии разделяют по разным основаниям и признакам. По отношению к учебным программам экскурсии делят на программные (рекомендуются учебными программами) и внепрограммные (выходят за рамки программы). По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические (однотомные и многотемные) и комплектные (обзорные). Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета. Комплексные или межпредметные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов. По времени проведения относительно изучаемых на уроках учебных тем какого-либо раздела различают вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии. Вводные экскурсии предваряют изучение нового материала. Чаще всего они проводятся для того, чтобы ввести учащихся в новый для них учебный предмет или раздел. На таких экскурсиях учащиеся усваивают опорные понятия, получают наглядные представления и практический опыт, необходимые им для сознательного изучения нового учебного материала, знакомятся с фактами, сущность которых будет раскрыта позднее на уроках. Сопутствующие экскурсии проводятся параллельно с изучением теоретического материала и призваны обеспечить более глубокое его понимание учащимися, дополнить их знания новыми фактами, наглядными представлениями. Заключительные экскурсии проводятся в конце учебного года или после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации теоретических знаний, углубления и закрепления навыков и умений учащихся. Важная задача заключительных экскурсий — способствовать выявлению связи изученного на уроках материала с реальными процессами или явлениями. Что представляет собой ознакомительная экскурсия? Ознакомительные экскурсии проводятся для студентов 1 – 2 курсов. Основные цели экскурсии: ознакомить учащихся с местом предприятия и отрасли в народном хозяйстве, с условиями и характером возможно будущей работы, с историей и перспективами развития предприятия. При этом необходимо называть специальности, задействованные на предприятии, оборудование, на котором работают специалисты. Важным моментом ознакомительной экскурсии является привитие эмоционально-положительного отношения к предприятию, отрасли, ведущим профессиям. Интерес, уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции приводят к повышению активности личности в выборе профессии по профилю предприятия. Наоборот, отрицательные эмоции отторгают личность от предприятия, сферы материального производства. Для того чтобы не вызвать негативных эмоций, следует избегать информационной перегрузки. Новизна обстановки сама по себе дает большую информационную нагрузку. Комментарии у объектов должны быть емкими, но краткими, а общая продолжительность ознакомительной экскурсии не должна превышать 60 минут. Тематическая экскурсия является продолжением уроков технологии, физики, химии, биологии и т.д. в качестве наглядной демонстрации изучаемого материала. Как правило, Тематическая экскурсия имеет направленный характер. Например, при изучении слесарного дела на уроках производственного обучения мастер должен рассказать об использовании этой профессии в промышленности. Таким образом, экскурсия будет направлена на ознакомление с трудом слесаря-ремонтника, слесаря-инструментальщика, лекальщика, сборщика. План экскурсии, цель, маршрут экскурсии должны быть согласованы преподавателем с отделом подготовки кадров или со службой профориентации предприятия. После такого рода экскурсии учащиеся могут (по усмотрению преподавателя) выполнить письменный отчет, ответить на заранее поставленные вопросы, написать реферат, принять участие в деловой игре и пр. Тематическая экскурсия может быть полезна студентам, которые проявляют повышенный и устойчивый интерес к какой-либо профессии (группе профессий), к какой-либо сфере производства и хотели бы поближе понаблюдать за работой специалиста. Профессиографическая экскурсия предназначена для студентов 1 курсов. Ее цель - раскрыть содержание основных профессий предприятия, показать их значимость и взаимосвязь. Профессиографическую экскурсию необходимо предварять профконсультацией, на основе которой учебная группа разбивается на подгруппы с учетом интересов, склонностей, способностей. Подобного рода экскурсии проводить должен классный руководитель Трех тестов (ДДО, опросник профессиональной готовности, карта интересов) достаточно для того, чтобы сформировать подгруппы для экскурсий с общей направленностью интересов. Для правильно подобранных групп материал можно давать более емко, насыщенно, информативно, не опасаясь ослабления внимания. Профессиографические экскурсии требуют от экскурсовода особенно тщательной подготовки, знаний в области психологии труда, педагогики, организации промышленного производства. В основу разработки содержания профессиографической экскурсии должны быть положены либо профессиограммы, либо профессиографические описания. Однако, далеко не на все профессии существуют вполне достоверные профессиограммы. В случае их отсутствия можно применять следующую схему анализа профессии: Общие сведения о профессии История возникновения, социально-экономическое значение и место в народном хозяйстве, перспективы развития, ее связь с другими профессиями. Характеристика процесса труда Сфера деятельности и вид труда, основные орудия труда, производственные операции, вырабатываемая продукция, виды брака и причины его возникновения, организация труда. Санитарно-гигиенические условия Микроклиматические условия, режим и ритм труда, возможность производственных травм, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания. Требования профессии к физическим и психологическим качествам человека Характеристика различных видов восприятия в профессиональной деятельности, физические качества, моторные двигательные действия, интеллектуальная сфера, эмоционально-волевые качества личности, деловые качества, моральные качества, влияние профессии на личность. Требования к профессиональной подготовке Характеристика учебного заведения, длительность обучения, уровень получаемой квалификации, перспективы роста и продвижения по службе. Профессиографическая экскурсия должна обязательно иметь предваряющий и заключающий уроки. Комплексная экскурсия ориентирована главным образом на студентов 2 – 3 курсов.. Она характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель - выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллектива предприятия. Студенты должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации. Что должно предварять экскурсию? Обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии. Преподаватель обязательно должен дать студентам задание (по его усмотрению одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала). Например, это может быть ряд вопросов, на которые студенты должны получить ответы в ходе экскурсии. Учитель обязательно должен найти время для подведения итогов экскурсии и проверки выполнения заданий. Ответы или определенные разработки по содержанию экскурсии оцениваются. В организации непосредственно экскурсии должны быть задействованы две стороны: предприятие и техникум. Предприятие, в лице ответственного за проведение экскурсии, составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребностей техникума, цели экскурсии, составляет маршруты для разных типов экскурсий, согласовывает их с отделом ТБ; готовит экскурсоводов, проводя с ними методическую учебу. Техникум , в лице преподавателя или зав. практикой , разрабатывает и согласовывает план проведения экскурсии; уточняет цель экскурсии; представляет список учащихся (если его требует предприятие), разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии; вносит предложения по совершенствованию экскурсионной работы. Педагог обязан следить за выполнением правил ТБ и дисциплиной. Вместе с экскурсоводом сопровождающий педагог несет полную ответственность за соблюдение правил ТБ. Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам ТБ. Некоторые правила ТБ при проведении экскурсии: При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом. Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним. Входите в цех только через двери для прохода людей. Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей. Пропускайте груз, перемещаемый мостовым краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом. Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен. Не смотрите на пламя сварки. Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку. Самостоятельно не нажимайте на кнопки. Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования. Для того чтобы ПЭ была эффективной: Экскурсовод должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в доступной форме изложить требуемый материал. Экскурсовод должен знать: - цели и задачи экскурсии; - общий уровень подготовки и направленности учащихся; - методику показа объектов по маршруту; - историю и перспективы развития предприятия; - взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства; общие моменты технологии изготовления изделий. Экскурсовод должен отразить: - значение той или иной операции в технологическом процессе; - важность заинтересованного, творческого отношения к труду; влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу. В качестве объектов экскурсии выделяются узловые моменты процесса производства. Мастерство экскурсовода заключается в том, чтобы, показывая их группе, вызвать живой интерес В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение к предприятию. Экскурсовод ведет группу, находясь впереди. В случае грубого нарушения ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу до проходной. Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий. При демонстрации рабочих мест, оборудования, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии "старое - новое - будущее". Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную линию "проблема - решение - внедрение". Каковы типичные ошибки при проведении экскурсии? Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового). Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его. Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ). Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения. Сухость, схематичность, поверхность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии. Примерная итоговая работа. ОТЧЕТ О ПОСЕЩЕНИИ ОАО «МОРДОВЦЕМЕНТ», студентки группы П – 21, Беловой Татьяны « 18 июня 2009 года, я вместе со студентам нашей группы, впервые оказалась на огромном предприятии ОАО «Мордовцемент», которое является самым главным в нашем районе, да и республике в целом. Вместе с нами на предприятии были руководители учебной практики и наш классный руководитель Расшивалина А.В. и Великанова М.А., и зав. практикой Петякина О.В. Всем нам хотелось поскорее все узнать и посмотреть, познакомиться поближе с нашей профессией, увидеть, как можно на производстве применять те знания, которые дают нам преподаватели на уроках. Но прежде, чем попасть на территорию завода все мы прошли через пост КПП, где познакомились с правилами порядка на предприятии. Встретил нас руководитель нашей экскурсии зам. начальника цеха АСУ Суслов В.А., который на протяжении всей экскурсии увлекательно, и со знанием дела, а так же с учетом нашей специальности рассказывал нам о работе завода. Оказывается, на предприятии есть свой карьер и свои месторождения, где добывают сырье для производства цемента и с помощью железнодорожного транспорта доставляют сырье на завод. В «Сырьевом» цехе происходит приготовление сырьевой смеси шлама, из которого позже получается цемент. Все эти процессы автоматизированы на предприятии и наши «коллеги» ежедневно трудятся над теми, чтобы вся автоматика на производстве бесперебойно работала. Ну а мы, вместе с нашим экскурсоводом следуем в следующий цех «Обжиг», здесь происходит обжиг шлама, где он превращается в клинкер. Цех огромный и очень важный. Все оборудование таких размеров, что просто дух захватывает. Самое главное здесь – печи Машинист смены даже разрешил нам заглянуть в святая святых цеха – в печь, огромная температура и огненная лава! Вот что делает из шлама цемент! Дальше мы идем, пожалуй, в самый шумный цех – «Помол». Здесь в мельницах окончательно происходит приготовление цемента. Из клинкера, который сделали в Обжиге – получается цемент, хлеб строительства! В этих огромных мельницах готовится цемент, кусочки клинкера измельчаются с помощью мелящих тел загруженных мельницах и можно только представить какой стоит шум! В цехе машинист управляет мельницами с помощью компьютера, он следит за всем процессами. Главный сервер находится здесь же. Сколько мельниц, столько и компьютеров. Готовый цемент хранится здесь: Ежедневно тысячи тонн высококачественного цемента отправляется в различные города России, чтобы стать для кого-то тротуаром, теплым домом, новым заводом или детской площадкой! На предприятии есть не только основные цеха, в которых мы побывали, но и цеха по обслуживанию и ремонту оборудования, транспортные цеха, цех КИП и А и АСУ, заводоуправление и охрана. Удивительно, но на предприятии есть свой музей, который мы тоже посетили Фотографии, репродукции, знамена и дипломы, все это можно увидеть в музее. Во всех цехах нас встречали только с улыбкой и старались показать нам все самое интересное и важное, ведь совсем скоро, возможно и мы будем работать на этом замечательном предприятии и будем встречать студентов пришедши, теперь уже к нам на экскурсию!...»
Категория: Мои файлы | Добавил: каштан
Просмотров: 2336 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz