Вторник, 18.10.16, 06:34
Приветствую Вас Гость | RSS

...

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Социальное партнерство как необходимая составляющая профессионального образования
11.01.29, 11:38
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. О.В. Петякина ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» В современных условиях общество предъявляет к выпускникам Средних специальных учебных заведений требования напрямую связанные с применением знаний и квалификации выпускников на современном рынке труда. В условиях рынка, общественно – социальных преобразований, когда право на труд реализуется через личностную инициативу, проблема занятости молодежи приобретает особую остроту. Сегодня ССУЗы должны не только готовить нужных обществу, экономике специалистов, но и содействовать их трудоустройству, адаптации в рыночной среде. В целом профессиональная школа адекватно реагирует на рыночные процессы. Существенно изменились содержание и структура подготовки специалистов, разработана система содействия трудоустройству выпускников учебных заведений. Одним из условий обеспечивающих высокий уровень теоретических знаний и профессиональных навыков выпускников является заключение двухсторонних Договоров между техникумом и промышленными предприятиями, и организациями других форм собственности, на предмет прохождения производственной практики и перспективами дальнейшего трудоустройства, в пределах Чамзинского района и Республики Мордовия. Договорные отношения с предприятиями, на которые сейчас пытаются ориентироваться многие учебные заведения как на основную форму восстановления разрушенной цепочки "техникум-предприятие", на сегодняшний день не всегда эффективны: учебное заведение нуждается в долгосрочных договорах, а предприятию кадры нужны сегодня, в лучшем случае - через год-два. На три-четыре года вперед прогнозировать потребность в кадрах может лишь незначительное число предприятий, как правило, тех, которые не представляют большого интереса для будущих выпускников в силу низкой перспективности работы и низкой заработной платы. Чтобы квалификационная характеристика выпускника соответствовала требованиям предприятий, необходимо создать условия, при которых студент будет иметь возможность закреплять полученные теоретические знания на конкретных рабочих местах предприятия. Для этого необходимо увеличить время пребывания студентов на предприятии. Этот период складывается из количества времени проведения ряда лабораторных работ по специальным дисциплинам и проведения всех видов практики на конкретном предприятии. Социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство является одним из важнейших общественно-государственных механизмов в системе современного образования. Научиться мыслить по-партнерски. Это приоритеты социальной политики государства и деятельности современной профессиональной школы. Основной способ осуществления социального партнерства – социальный диалог. В который вступают стороны с целью достижения соглашения на договорной основе по вопросам представляющим взаимный интерес. Взаимный интерес социальных партнеров Алексеевского индустриального техникума – это непрерывное профессиональное образование и обучение (НПО, СПО и ВПО), подготовка конкурентоспособных специалистов. В качестве социальных партнеров могут выступать промышленные предприятия, бюджетные организации, конечно, учреждения профессионального образования. Учебные заведения профессионального образования могут мотивировать предприятия к сотрудничеству высоким качеством подготовки специалистов, возможностью предоставления рабочей силы на период производственных практик. Но, к сожалению, возможности образовательных учреждений весьма ограничены. Определение термина «партнерство» часто вызывает споры у разных социальных групп. Но как бы его не определяли, важно помнить, что его не может быть там, где нет общего интереса и взаимовыгодных отношений. Умение найти точки пересечения, поставить общие цели и определить доли участия в совместной деятельности необходимо определить на начальном этапе взаимодействия. В качестве средства наглядной демонстрации возможных связей, путей установления взаимовыгодного сотрудничества, как на естественной, так и на договорной основе можно использовать следующую схему Социального партнерства: Предприятия различных форм собственности (краткосрочные договорные обязательства)

ВПО МГУ им. Н.П. Огарева

ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум»

НПО Сабур – Мачкасское отделение

Центр занятости района

Администрация района

Семья

Базовые предприятия ОАО «Мордовцемент» и ОАО «Лато»

ИП, малый и средний бизнес

Школы

ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» активно, в течение последних лет, сотрудничает с предприятиями и организациями, индивидуальными предпринимателями Чамзинского района, заключаются Договора о сотрудничестве со следующими предприятиями и организациями: ООО Лотос

ООО Марта

ООО Миф

Филиал ОАО (МРСК Волги) - (Мордовэнерго)

ООО Гамма

ООО Цемкомплект

Администрация городского поселения Комсомольский

ООО Ремстройбыт

ООО Спецавтохозяйство»

Администрация городского поселения Чамзинка

ИП района

ОАО «Лато»

ОАО «Мордовцемент»

ООО Мечта

ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум»

В современных условиях особое значение приобретает проблема качества образования. Оно должно оцениваться не только степенью усвоения образовательных программ, но и их востребованностью, успешной реализацией полученных профессиональных знаний на практике. Студент должен не только иметь знания и уметь их применять в выбранной сфере будущей деятельности, но и быть личностью, способной решать поставленные жизнью задачи: исследовательские, проектные, организационные, предпринимательские и т. д. Должна быть сформирована и готовность студента к самообразованию. Заводы, с которыми заключены договоры и налажены партнерские взаимоотношения, предоставляют производственные площади для проведения практических занятий и прохождения практики студентов. Многие из студентов успешно трудоустраиваются на заводы республики по запросам предприятий. Проанализировав результаты учебных производственных практик студентов всех специальностей техникума, мы пришли к выводу, о необходимости совершенствования и модернизации производственного компонента учебно-воспитательного процесса. В ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» разработан комплекс мероприятий по социальному партнерству. Основополагающим в комплексе мер является «Центр по работе с выпускниками». В сложившейся ситуации одним из способов содействия занятости выпускников является центр трудоустройства при учебном заведении. Именно подобные структуры призваны наладить взаимодействие между техникумом и предприятиями различных отраслей экономики, в том числе через своих выпускников, повысить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда. Задачи центра трудоустройства концентрируются в двух основных направлениях: тактические задачи, относящиеся к непосредственному содействию трудоустройству выпускников, временной занятости студентов и их адаптации к рынку труда, и стратегические, нацеленные на решение проблемы эффективного трудоустройства выпускников. Таким образом, тенденции, складывающиеся на региональных рынках труда, и перспективы их развития требуют качественного обновления системы профессионального образования, особенно в части формирования новых профессиональных стандартов обучения, увязанных с потребностями рынка труда и перспективами экономического развития региона. Основная цель Центра: раскрыть и преумножить возможности, способности, интересы, уровень интеллектуального и нравственного потенциала студентов, помочь в адаптации выпускников к современным условиям рынка труда. Задачами Центра являются: - воспитание профессионального мастерства, - адаптация к требованиям современного рынка труда, - развитие профессионально значимых качеств, - знакомство студентов с предприятиями промышленной и сельскохозяйственной отрасли Мордовии; - возможность максимально утвердиться в выборе профессии; - заинтересованность профессией. Формы работы. 1. Диагностика: - тестирование; (тестирование на проф. пригодность, выявление лидерских качеств, способность работы в коллективе, способность работы в команде, конфликтность, агрессивность, на самостоятельное выполнение задач и принятие решений, уровень ответственности и мн. др.) - индивидуальные беседы; - наблюдение за студентами; - работа с классными руководителями. 2. Оказание помощи студентам в процессе самосовершенствования: - изучение уровня коммуникабельности; (тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы) - обучение основам делового общения; - организация мероприятий позволяющих студентам самореализоваться. (Олимпиады, Конкурсы по профессии, Деловые игры, Конференции по итогам практик, Студент года и пр.) 3. Изучение и обсуждение на классных часах: - Устава образовательного учреждения; - ознакомление с правами и обязанностями студентов; нормами поведения в учебном заведении и общественных местах; - изучение и разъяснение Законов Российской Федерации. 4. Активное сотрудничество с Центром по работе с выпускниками: - участие в работе Центра; - посещение мероприятий проводимых Центром; - знакомство с Базами данных Центра; - встречи с представителями высших учебных заведений; - тесное сотрудничество с Центром занятости населения по Чамзинскому району; - встречи с психологом. Основные услуги, оказываемые Центром: 1. По вопросам содействия трудоустройству выпускников: - Центр располагает банком данных о вакансиях, заявленных работодателями, - Банком данных кандидатов на замещение этих должностей из числа выпускников ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриального техникум». 2. По вопросу профессиональной ориентации и психологической поддержки: - профессиональное и психологическое тестирование; - помощь в составлении профессионального резюме; - подготовка к собеседованию с работодателем. 3. По вопросу профориентационной работы со студентами техникума: - проведение тематических классных часов; - проведение смотров-конкурсов «Лучший по профессии»; - проведение экскурсий на предприятия Чамзинского района; - прохождение производственных практик на базовых предприятиях; -предоставление возможности выбора места прохождения производственных практик. Приоритетным для выпускников является, в первую очередь трудоустройство, и не просто трудоустройство, а вакантное место, соответствующее квалификации выпускника и ожидаемого им заработка. Понятие трудоустройства молодого специалиста далеко неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника по полученной специальности, и просто полученное рабочее место по окончании техникума, независимо от того, соответствует ли оно квалификации, и трудоустройству на престижную денежную работу, без учета профильности полученного образования. Каждое из этих определений появляется, когда о трудоустройстве выпускника говорят либо сами выпускники, либо выпускающие учебные заведения, либо службы занятости, либо работодатели или кадровые агентства. Однако все это многообразие на сегодняшний день не позволяет увидеть всю многогранность понятия, а соответственно - найти эффективные пути решения проблемы трудоустройства выпускников. Федеральные службы занятости скорее работают с теми выпускниками, которые оказались невостребованными на рынке труда. В подобных службах выпускника регистрируют как безработного, что, естественно, его не устраивает, так как качество предлагаемых вакансий не отвечает карьерным ожиданиям молодого специалиста. Зачастую федеральные службы занятости предлагают выпускникам пройти курсы переподготовки, т.к. в банке вакансий нет должностей в соответствии с полученной специальностью. Однако получение дополнительной профессии для большинства специалистов оборачивается снижением квалификации, а зачастую и вовсе ее потерей. В центрах занятости существуют специально разработанные образовательные программы по обучению незанятого населения, по технологии обучения поиску профессии, по адаптации к рынку труда. Однако они не используются в полной мере в силу их узкой направленности. В настоящее время пока наблюдается огромный разрыв между работодателями (промышленностью) и системой профессионального образования. В этих условиях подобные Центры содействия трудоустройству выпускников просто незаменимы. Они призваны наладить взаимодействие между учебным заведением и работодателями, обеспечить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда. ЛИТЕРАТУРА 1. http:// www akrg. ru/ Источник: Служба Кадров № 3 2003
Категория: Мои файлы | Добавил: каштан
Просмотров: 1055 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz